Cupra Formentor: народный Lambo Urus?


Если вы это читаете, то уже знаете: Formentor – это первая самостоятельная модель Cupra. Бренд, выросший из SEAT, чтобы быть более дорогим и прибыльным, мощно моторизованным и, в конце концов, электрическим, до появления Formentor просто производил более горячие версии обычных SEAT. Cupra Formentor – это спортивный кросовер-купе, у которого достаточно талантов, чтобы бросить вызов более известным конкурентам из премиум-класса.

Фото: автор

Имя Formentor не имеет ничего общего с заклинаниями из вселенной Гарри Поттера. Так называется живописный полуостров на Майорке, что намекает на испанские корни Cupra. А вас будут часто спрашивать название машины, потому что, как ни странно, слово «Formentor» здесь не появляется нигде – ни на кузове, ни внутри.


Cupra Formentor – при всем его внешнем сходстве с некоторыми моделями SEAT, как внутри, так и снаружи – уникален и не будет продаваться с логотипом SEAT. Formentor – это первая ступенька для Cupra к собственной идентификации, но он по-прежнему находится под сильным влиянием империи Volkswagen.


Formentor использует распространенные агрегаты Volkswagen Group. Платформа – MQB, двигатель (в данном случае) – 2,0-литровый четырехцилиндровый бензиновый агрегат EA888 с турбонаддувом, который можно найди в VW Golf и Audi S3. Он передает колесам свои 310 л.с. через систему полного привода 4Drive и семиступенчатую коробка передач DSG с двойным сцеплением. А это тот же набор деталей, который лежит в основе многочисленных конструкций из VW Group.


И в целом это не так уж и плохо, поскольку мне нравятся последние SEAT Leon (победитель конкурса Autobest 2021) и Volkswagen Golf. И если Leon может быть не слишком броским на вид и не предлагает объемного багажника, то у Formentor все это есть – отличный макияж с медными акцентами и укрупненный кузов в стиле SUV.


Formentor находится между Cupra Leon и Cupra Ateca, и, по-моему, его внешний вид лучше подходит для логотипа-треуголки Cupra, чем коробчатые очертания Ateca. Cupra Formentor выглядит ожидаемо хорошо – это мускулистый и угловатый автомобиль, с красивой, уверенной позой и спортивными пропорциями. Семейные особенности дизайна связывают его с текущим стилем SEAT, который начался с Tarraco, поэтому у Formentor есть узнаваемые фары и решетка радиатора, как и световая полоса во всю ширину кормы. А матовый окрас моей тестовой версии, четыре трубы выхлопа и медь в отделке заставляют оборачиваться даже тех, кто не имеет ни малейшего представления о том, что перед ними.


Для Formentor трудно подобрать конкурентов среди массовых брендов – во всяком случае, для этой версии VZ – так что основными соперниками оказываются производители из премиальной части рынка, такие как Mercedes GLA, Range Rover Evoque, Jaguar E-Pace и BMW X2. А с новым 390-сильным мотором от Audi RS3 для VZ5 он сможет потягаться и с GLA 45 AMG.


В то время как Cupra Ateca поставляется только с одним мощным бензиновым двигателем, линейка двигателей Formentor намного шире. С конвейера сходят подключаемые гибриды, еще два 2,0-литровых бензиновых двигателя, дизель и даже 1,5-литровый бензиновик. Для Украины пока выбраны два – мой тестовый в версии Formentor VZ (VZ – сокращение от «veloz», «быстро» по-испански) за 1 178 600 грн и 150-сильный дизель Formentor за 1 020 000 грн, оба – с полным приводом.


С точки зрения цены, топовый Formentor наступает на пятки Cupra Ateca, но Formentor по сравнению с ним выглядит намного изящнее. Внутри разница еще более очевидна, поскольку у Formentor гораздо более современный и стильный интерьер. Огромный 12-дюймовый сенсорный экран расположен на верхней части приборной панели, и большая часть элементов управления климатом перенесена на экран, чтобы придать консоли более чистый вид.


В стандартную комплектацию входит цифровой щиток приборов, а также рулевое колесо с медной отделкой спиц и имитацией углеродного волокна по центру. Приборная панель прилично возвышает его над стандартным SEAT, и внутри Formentor выглядит одновременно премиальным и спортивным. Посмотрите вниз, и вы увидите знакомый узел управления трансмиссией и стояночным тормозом от последнего Volkswagen Golf, но в целом интерьер ощущается довольно своеобразным.


В базовом оснащении есть и много другого оборудования, как светодиодные фары, бесключевой доступ и запуск без ключа, 3-зональный климат, обогрев руля и сидений, автоматы света, включая дальний, и дворников, фоновая подсветка салона, 18-дюймовые легкосплавные диски, парк-пилот спереди и сзади и камера заднего вида. VZ добавляет колеса большего размера, адаптивную подвеску, ковшеобразные сиденья, навигацию, а также заднюю дверь с электроприводом.

В списке опций – панорамная крыша, камеры кругового обзора, разные варианты 19-дюймовых дисков, беспроводная зарядка для смартфона, 340-ваттная аудиосистема Beats Audio и тормоза Brembo.


12-дюймовый экран мультимедийной системы достаточно большой, чтобы отображать бок о бок два-три информационных дисплея, и это одна из лучших систем, которую приходилось тестировать. Но не без огрехов: например, для настройки климат-контроля нужно заходить в меню или использовать неудобные сенсорные ползунки. Они не дают никакой обратной связи и не имеют подсветки, поэтому ночью вам приходится действовать наощупь.


Formentor имеет длину 4450 мм и ширину 1839 мм, так что он немного крупнее Mercedes GLA и BMW X2. С гораздо более низкой линией крыши, чем у Ateca, Formentor не может сравниться с ней по высоте. Но седоки от этого не страдают: ниспадающая линия крыши не заставляет вжимать голову в плечи пассажиров Formentor, разве что по-настоящему высокорослые будут чувствовать близость обшивки потолка.


Однако Formentor довольно длинный, так что из него вышел вполне практичный автомобиль с большим, чем у Ateca местом для ног сзади и объемом багажника 420 литров. К слову, переднеприводные версии вмещают на 30 л больше, но даже 4х4 вместительнее, чем Cupra Leon или Volkswagen Golf GTI.


Ощущения от езды такие же, как у любого полноприводного автомобиля из Volkswagen Group, оснащенного этим двигателем. То есть Cupra Formentor – быстрый, безупречно контролируемый и цепкий, если не самый захватывающий из тех компактных кроссоверов, которыми когда-либо приходилось рулить. Сказав это, я имею ввиду, что это быстрое купе-внедорожник, а не горячий хэтчбек, так что его монолитная стойкость в поворотах – это черта, которую следует похвалить в первую очередь. А есть ли характеристики, которые могут быть использованы в качестве аргументов против него?


Да, Formentor сохраняет самообладание, даже когда вы очень агрессивно заправляете его в вираж. Но он никогда не ощущается чем-то большим, чем переднеприводный автомобиль с очень высоким потенциалом передачи тяги на дорогу, тогда как вы ждете от него правильно сбалансированного полного привода, с помощью которого можно управлять траекторией в поворотах. Вплоть до дрифта, для чего у его близкого родственника VW Golf R есть соответствующий режим – даже в версии с кузовом универсал!


По правде говоря, и настоящие хот-хэтчи на этой платформе с пониженной подвеской, такие как Audi S3 или Octavia vRS, тоже не ощущаются такими же тактильными или заводными, как, скажем, Honda Civic Type R. Так что, если вы хотите получить Porsche Macan за много меньшие денег, то эта Cupra не вполне подойдет.


Тем не менее, Formentor выигрывает от комфортной настройки рулевого управления, поэтому вы можете наслаждаться ездой, независимо от того, хотите ли вы сделать ставку на мощь или экономию топлива. Это приятная машина для путешествий, и в этом плане он выгодно отличается от, например, зубодробильного Ford Focus RS.


Следует отметить, что рулевому управлению не хватает чувствительности, но оно всегда хорошо взвешено и действует быстро: нос этой Cupra быстро реагирует на малейшие подруливания.


Начнем с того, что Dynamic Chassis Control переходит из света в тень, стоит пилоту сменить режим езды с Comfort на Sport – или на Cupra, если просто спортивного мало. Хочется еще более тонкой настройки? Тогда добро пожаловать в меню регулировки степени демпфирования подвески, где можно выбрать один из 15 возможных уровней жесткости. Можно для себя подобрать и другие индивидуальные установки: есть две настройки для полного привода (Comfort или Sport), три для рулевого управления (Comfort, Sport и Cupra), четыре для двигателя и трансмиссии (включая режим Eco).


Есть еще Offroad с автоматическим контролем скорости спуска, но добавление системы 4DRIVE не превращает Formentor в чемпиона по бездорожью, а усиливает чувство безопасности в зимних условиях.


В комфортном режиме Formentor делает то, что режим и подразумевает. Он кажется гораздо более грандиозным и большим кроссовером, чем можно было ожидать от его компактной платформы, с отличным подавлением шума ветра, механической изысканностью и сравнительно плавной ездой, несмотря на эти великолепные 19-дюймовые легкосплавные диски. Во всяком случае, единственный разлад в салоне связан с повышенным уровнем шума шин, но это действительно заметно только на более плохих дорожных покрытиях, и даже тогда это не является невыносимой пыткой.


Коробка-автомат не демонстрирует той нерешительности, связанной с экологией, которая поразила коробки передач с двойным сцеплением VW Group, в то время как двигатель податлив и достаточно плавен, чтобы добиться адекватного прогресса, используя не более половины шкалы оборотов.


Переходите в Sport или Cupra, и Formentor ярко засияет. Вы получаете контроль над кузовом, который будет первоклассным для среднеразмерного кроссовера, а также сцепление и тягу, которые почти безупречны на сухой дороге и исключительно эффективны на мокрой дороге. В голосе 4-цилиндрового двигателя в обоих спортивных режимах есть довольно синтетическая нота (а звук, и в самом деле, синтезирован через динамики аудиосистемы), которая может кого-то раздражать, но я не думаю, что на Cupra переборщили. Так что по ощущения разгон Formentor ощущается таким же быстрым, как его заявленные 4,9 с до 100 км/ч.


Режим Cupra с его перегазовками при переключениях лучше всего оставить на трассе, потому что в нем Formentor слишком усердно копирует несовершенный профиль украинских дорог. Рулевое управление также становится тяжелее, но оказывается еще менее чувствительным, поэтому управлять им немного менее приятно.


Тем более, что Formentor удивительно быстр и податлив в тоже время на любых дорогах. У модели впечатляющие 400 Нм крутящего момента доступны всего с 2000 об/мин, и мотор отдает свою силу до тех пор, пока не наступит пик при 5450 оборотах в минуту. Как результат этого – если не делать чего-то совершенно странного, например, принудительно включить седьмую передачу и затребовать разгон с 50 км/ч на полном газу – вы обнаружите, что трансмиссия очень быстро реагирует на манипуляции вашей правой ноги. Поэтому нет сомнений в том, что Cupra Formentor следует покупать не за одно лишь эстетическое очарование.


Итог

Formentor – это то место, где бренд Cupra и его логотип в виде племенной татуировки находят свое самое чистое отражение. Он изящный, стильный, спортивный и очень хорошо оснащенный, не говоря уже о том, что он достаточно практичен для семьи. Formentor оставляет превосходные впечатления от езды, потому что ведет себя как слегка подросший VW Golf R. Он не идеален, потому что модель начального уровня немного расходится со спортивным духом бренда, а некоторые элементы внутренней отделки, возможно, не на должном уровне, но Cupra удалось сделать из него желанный и премиальный продукт. Такой себе Lamborghini Urus для народа, если говорим о самой мощной версии. Так что он заслуженно сможет занять место в вашем списке возможных покупок, куда вы вписали такие автомобили, как Mercedes GLA и Range Rover Evoque.

Технические данные Cupra Formentor 2.0 TSI DSG
  • 4-цилиндровый бензиновый турбо, спереди поперечно
  • Объем 1984 см3
  • Мощность 228 кВт (210 л.с.) при 5450-6500 об/мин
  • Максимальный крутящий момент 400 Нм при 2000-5450 об/мин
  • Полный привод
  • Подвеска спереди стойки МакФерсона, сзади многорычажная
  • Автоматическая 7-ступенчатая с двумя сцеплениями
  • Максимальная скорость 250 км/ч
  • Разгон 0-100 км/ч 4,9 с
  • Длина/ширина/высота/база 4450/1839/1511/2680 мм
  • Диаметр разворота 10,7 м
  • Шины 245/40 R19
  • Объем багажника 420 л
  • Снаряженная масса, полезная нагрузка 1569/571 кг
  • Расход топлива нормированный, средний (WLTP) 8,5-8,7 л/100 км (А95)
  • Выбросы СО(WLTP) 191-197 г/км
  • Расход тестовый, средний 8,5 л/100 км

    Цена от 1 169 900 грн
    Цена тестового 1 518 400 грн

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Peugeot 308: трохи більше характеру й галльського шарму

Cupra Formentor 2.0 TDi: споряджений сирим порохом?